Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни школьника, передает новым поколениям ценности нации и поэтому основной акцент делается на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека.
На сегодняшний день много говорится о здоровьесберегающих технологиях, использующихся в современных школах, о техническом оснащении классов, о толерантной воспитательной среде, в которой обучается ребенок. Мы убеждены, что находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически, так как именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Даже в одежде каждый должен иметь возможность выразить свою индивидуальность, но, в то же время, определенные правила в школьной одежде соблюдать необходимо, ведь представления о культуре одежды формируются уже в начальной школе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения.
В Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 48 Копейского городского округа вот уже второй год в начальной школе действуют университетские классы, обучение в которых ведется по методической системе Владимира Ивановича Жохова. Система ориентирована на потребности, индивидуальность и возможности каждой личности младшего школьника. Учебный день у ребят начинается с зарядки, что помогает не только настроить на «работу», но и служит гармоничному физиологическому развитию. Упражнения направлены на развитие мелкой моторики, координации, развитие ритма, так как утренняя зарядка проходит под музыкальное сопровождение.
На уроках у ребят наблюдается высокий темп работоспособности, увеличению познавательной мотивации в течение урока способствует и техническое оснащение: уроки сопровождаются яркими презентациями, музыкальными композициями, что позволяет учащимся лучше усваивать большое количество новой информации путем воздействия аудиальных и визуальных приемов. Четко прослеживается формирование и развитие лидерских качеств личности, так как в учебный процесс включены соревновательные моменты. И неудивительно, что дети не успевают уставать, потому что на уроках можно отвечать всем вместе, много двигаться, и если что – то не получается, то можно попросить помощи у одноклассников.
В период с октября 2008 по май 2009 учебного года и с сентября 2009 по май 2010 учебного года за младшими школьниками, обучающимися в университетских и общеобразовательных классах, нами были проведены комплексные мероприятия, направленные на определение психолого–диагностической оценки готовности детей к началу школьного обучения и адаптации первоклассников к школе.
Оценка готовности проводилась по программе Н.Я. Семаго, М. М. Семаго.
Обследование проводилось в октябре 2010 года и включало в себя 5 основных блоков:
общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Результаты исследования представлены на рисунке 1 (учащиеся 1А класса обучаются по методической системе Владимира Ивановича Жохова).
Если проводить сравнительный анализ, то можно отметить, что уровень сформированности графической деятельности, удержание алгоритма деятельности, возможностей распределения и удержания внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности и общее развитие младших школьников 1А (университетский класс) класса уже на конец октября наблюдаются высокие показатели по отношению к учащимся других классов.
Адаптация к школе не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает длительное время, и тогда приходится говорить о социально–психологической дезадаптации. Выделяют несколько причин дезадаптации:
Также не менее важным в адаптационный период является определение общего эмоционального состояния первоклассников и их отношение к школе.
Хочется отметить, что процесс обучения в университетских классах построен на сохранении психологического здоровья учащихся, создании ситуации успеха (после каждого правильного ответа учащиеся награждают друг друга аплодисментами), взаимопомощь между одноклассниками способствует успешной адаптации и сплочению коллектива. Отмечается также, что учащиеся в таких классах адаптационный период проходят быстрее и в психоэмоциональном отношении легче, уже в конце сентября снижается ситуативная тревожность, эмоциональный фон у 90% ребят положительный, учебная мотивация сформирована, результаты представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
Сводная таблица по параллели 1-х классов «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» 2008 – 2009 учебный год где в 1В младшие школьники обучаются по методической системе В.И. Жохова.
Класс | Количество обсле-
дованных | Дезадаптация отсутствует | Средняя степень дезадаптации | Серьезная степень дезадаптации | Нуждаются в помощи психоневролога | ||||||
| Кол-во уч-ся | Кол-во уч-ся | % | Кол-во уч-ся | % | Кол-во уч-ся | % | Кол-во уч-ся | % | ||
1 «А» класс | 32 | 18 | 56 % | 11 | 35 % | 2 | 6 % | 1 | 3 % | ||
1 «Б» класс | 31 | 19 | 61 % | 6 | 19 % | 4 | 13 % | 2 | 7 % | ||
1 «В» класс | 24 | 17 | 71 % | 4 | 17 % | 2 | 8 % | 1 | 4 % | ||
1 «Г» класс | 18 | 7 | 39 % | 7 | 39 % | 3 | 17 % | 1 | 5 % | ||
Общ. кол-во | 104 | 61 | 58 % | 28 | 27 % | 11 | 10 % | 5 | 5 % |
Сводная таблица по параллели 1-х классов «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» 2009 – 2010 учебный год, где в 1А классе младшие школьники обучаются по методической системе В. И. Жохова.
Класс | Кол-во обследован-
ных | Дезадап-
тация отсутствует | Средняя степень дезадап-
тации | Серьез-
ная сте- пень дезада- птации | Нуждаются в помощи психо-
невролога | |||||||
| Кол-во уч-ся | Кол-во уч-ся | % | Кол-во уч-ся | % | Кол-во уч-ся | % | Кол-во уч-ся | % | |||
1 «А» класс | 32 | 29 | 91% | 2 | 6% | 1 | 3% | 0 | 0 | |||
1 «Б» класс | 32 | 28 | 88% | 2 | 6% | 0 | 0 | 2 | 6% | |||
1 «В» класс | 30 | 23 | 77% | 6 | 20% | 1 | 3% | 0 | 0 | |||
1 «Г» Класс | 24 | 11 | 46% | 6 | 25% | 3 | 13% | 4 | 17% | |||
1 «Д» класс | 15 | 9 | 60% | 3 | 20% | 1 | 7% | 2 | 13% | |||
Общ. кол-во | 133 | 100 | 75% | 19 | 14% | 6 | 5% | 8 | 6% |
В течение 1 – 2 класса обучения по данной методической системе снизился уровень заболеваемости, возрастают функциональные возможности организма учащихся, ребята в среднем выросли за год на 6 сантиметров. Наблюдается сформированность у учащихся понимания культуры сохранения собственного здоровья, повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа и деятельности ребёнка. Этот период труден для детей, и мои наблюдения показали, что среди первоклассников много детей (и в последние годы их всё больше), которые в силу индивидуальных, психофизиологических особенностей, трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Поэтому технология, предложенная В.И. Жоховым и апробируемая у нас в 1А классе, полностью изменила понятие дезадаптации первоклассников в школе. Дети в этом классе быстро и легко прошли адаптирование. К концу учебного года дети стали более зрелыми (по сравнению с 1Б классом) в физиологическом и социальном отношении, достигли более высокого уровня действующего эмоционального и волевого развития. Мотивация к учебной деятельности: 14 учащихся - учебная, 5 учащихся школьная.
В 1Б классе: 5 уч. учебная, 5 уч. школьная, 6 уч. игровая.
В этом классе дети владеют мыслительными операциями, умеют обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира, умеют планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Самое важное, что у них вырабатывается положительное отношение к учению, умение учиться, способность саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важно, что у них высокий уровень речевого общения, они умеют слушать другого человека и умеют выполнять логические операции в форме словесных понятий.
Высокий уровень общения учитель-ученик, ученик-ученик. Свобода в приобретении знаний, соревновательный дух, умение учиться, самостоятельно добывать знания, поощрение учителем ученика. Знание внутреннего мира детей — он должен обязательно учитываться учителем. Учитель живет одной жизнью с детьми, и в то же время находится над ними, ведет за собой. Учитель класса Лариса Александровна долго искала и нашла именно свой подход к детям. Вначале не получалось — назидательный учительский тон мешал ей, она уходила от него и получалось неискренно, а дети это сразу чувствуют. Понять ребенка или сыграть? Тяжело! Многие нюансы технологии познавались нами на практике, старались придерживаться точно программы, не внося свои коррективы. Учитывали психологический аспект технологии.
Психологический климат класса отличается эмоциональной окраской, чувствуется особый дух класса. Дети очень дружелюбны, ладят между собой, здороваются со всеми взрослыми, проявляют интерес к новому человеку, спрашивают, делятся своими наблюдениями. Внимательны, всегда спросят о здоровье, если долго не бываю у них в классе. Помогают друг другу в играх, в учёбе. Самое главное, я считаю, не смеются, если у кого-то из детей что-то не получается. Как все дети, любят побегать, поиграть, но реагируют на замечания, более раскованные, свободные, на вопрос отвечают искренно, доверительно относятся к взрослым. Если и возникают конфликты, умеют договариваться, идут на компромисс.
Высокий познавательный интерес: уроки самопознания проходят на одном дыхании, им всё интересно. После прогулки в осенний лес из принесённых жёлтых, красных листьев дети создали картину осеннего леса в стиле коллаж. После беседы — что им понравилось на уроке, они отметили, что картина была маленькая, не все сумели проявить свое творчество. Тогда и возникла идея создания большой картины из природных материалов. Дети проявили смекалку, творчество, показали свое умение трудиться творчески, всем классом. И картина, созданная ими, — великолепна. Из камней, соломки, бусинок, осколков стекла создан неповторимый уголок нашего края, берег озера.
Я, как психолог, считаю что дети этого класса имеют большой творческий потенциал благодаря этой технологии.
Аширова Р.А. Психолог Имантауской СШ (Казахстан, Сев.-Казахстанская обл.)
В самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности.
Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным.
При переходе в среднее звено школы меняются условия обучения, предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у детей определённых учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.
Важную роль при адаптации учащихся в 5 классах имеет уровень готовности к обучению в средней школе. Выделяют следующие критерии готовности к обучению в средней школе:
1) сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
2) новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
3) качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Психологическая помощь учащимся на этапе перехода из начального звена в среднее осуществляется на двух основных этапах. Первый – работа с учащимися 4-х классов. Цель:выявление и профилактика вероятных факторов дезадаптации в среднем звене. Второй – сопровождение учащихся 5-х классов. Цель: психологическое обеспечение успешности адаптации к среднему звену. Доадаптационный период (первый этап) – 4-й класс, мы проводили по следующей схеме;
· участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;
·просвещение родителей по проблеме готовности обучения в среднем звене. Проведение родительских собраний, разработка памяток;
·диагностика готовности к обучению на следующей ступени;
При проведении диагностики уровня развития мышления в параллели 4-х классов, нами были получены следующие результаты;
Уровень | Количество учеников | Процентное соотношение | ||
4 «А» (эксперимент. по методической системе В.И. Жохова) | 4 «Б» (традицион) | 4 «А» (эксперимент. по методической системе В.И. Жохова) | 4 «Б» (традицион) | |
Высокий | 2 | нет | 12% | нет |
Выше среднего | 7 | 1 | 41% | 5% |
Средний | 8 | 3 | 47% | 14% |
Ниже среднего | Нет | 11 | Нет | 49% |
Низкий | Нет | 7 | Нет | 32% |
Классы Параметры | 4 «А» (по методической системе В.И. Жохова) | 4 «Б» | ||
| баллы | проценты | баллы | проценты |
1.Способность выделять существенное | 95,5 | 80,2% | 79 | 59% |
2. Сравнение | 49,5 | 58,2% | 14 | 12,7% |
3. Классификация | 85 | 71,4% | 40 | 30.3% |
4. Анаграммы | 81 | 95,2% | 48 | 36,3% |
Обобщение | 37,5 | 44,1% | 26,5 | 17,2% |
Аналогии | 14 | 13,7% | 51 | 38,6% |
Изучая результаты мы установили, что по степени сложности задания распределились следующим образом, самым сложным для учеников 4 «А» (экспериментальная программа, по методической системе В.И. Жохова) оказалось задание на анализ отношений понятий (аналогии) – 13,7% выполнения по классу, затем задания на обобщение – 44,1% выполнения, далее – сравнения – 58,2%, классификация – 71,4%, способность выделять существенное – 80,2%. Наиболее успешно дети выполнили задание на поиск исходного слова (анаграммы) 95,2 % выполнения.
По степени сложности в 4 «Б» классе (традиционная программа) задания распределились следующим образом; наиболее сложными для учащихся оказались упражнения на сравнение – 12,7% выполнения по классу, далее обобщение – 17,2%, затем – классификации – 30,3%, потом анаграммы – 36,3%, после них аналогии – 38,6%. Лучше всего дети справились с заданием на выделение существенного признака – 59%.
Получив и проанализировав все данные, по которым можно составить представление об особенностях учащихся на пороге их перехода в среднюю школу, можно сделать следующие выводы, что в целом успешнее с заданиями справились ученики 4 «А» класса, обучающегося по методической системе В.И. Жохова.
Таким образом, более подготовленными к переходу в среднее звено являются ученики 4 «А» класса, это позволяет предположить благоприятное течение адаптации в 5 классе.
Обследования состояния здоровых детей
В университетских классах особая забота уделяется здоровью школьников. В настоящее время начальную школу заканчивают здоровыми всего около 10% детей. Мириться с таким положением — преступно. Целью регулярных медицинских обследований детей в университетских классах является выявление индивидуальных особенностей в физическом развитии учащихся, состоянии их здоровья, что позволяет относиться к каждому ребёнку в соответствии с его силами и возможностями. Скрининг проводят медицинские сотрудники учебного заведения, привлеченные специалисты, а также используются возможности плановых диспансеризаций детей. Первые измерения проводятся еще до начала учёбы, и затем – два-три раза в течение и по окончании учебного года. Вся процедура проходит только в присутствии родителей и с их согласия. Обучаясь по методической системе В.И. Жохова, ученики не испытывают стрессов, связанных с началом учебы, с отношениями со взрослыми и одноклассниками, от этого лучше растут и меньше болеют. В системе В.И.Жохова состояние здоровья детей, динамика их физического развития являются главнейшим показателем успешности работы учителя с его классом.
(Углубленный медосмотр первоклассников в московской школе № 1804)
Алла Алексеевна Терехова работает с использованием методики В.И.Жохова более десяти лет. В 2008-2009 учебном году результаты ее деятельности изучала и оценивала группа ученых — врачей-гигиенистов под руководством доктора медицинских наук М.И.Степановой. Приводим их мнение о данной инновационной методике.